«Мама-а-а!» — душераздирающий вопль, слезы градом и ручонка, не отпускающая край юбки, — такая распространенная картина прощания малыша с мамой в детском саду. Сердце разрывается, а что делать, ведь надо идти на работу! Как помочь ребенку успешно «отделиться» от мамы, чтобы без стресса пойти в садик и успешно общаться со сверстниками? У психологов есть ответ на этот волнующий многих мамочек вопрос.

Наш консультант Элина Сватикова, гештальт-терапевт, директор семейного центра Igmalin

Новорожденный, которому мама нужна постоянно, и 3-летний ребенок, который осознает, что он существует отдельно от мамы, а мир огромен и интересен, — это два разных человека. Давайте рассмотрим, каким именно образом желательно выстраивать отношения мама—малыш по мере взросления крохи.

От рождения до полугода

Когда ребенок рождается, кроме мамы ему никто не нужен. Но примерно с 2 месяцев он уже понимает, что состояние голода напрямую зависит от того, рядом ли мама. Именно тогда начинает формироваться единство «мама—ребенок». В этот период очень важно, как ведет себя мама по отношению к ребенку: делает все, чтоб он, не дай бог, не заплакал, или семья живет своей обычной жизнью, где есть место и для ребенка.

* Дорогие мамы, помните: плач — это единственная возможность малыша общаться с вами, только так он может вам показать, чего именно он хочет.

Когда малыша лишают возможности плакать, буквально предугадывая его желания, то у ребенка отнимают возможность сообщить миру о чувстве голода, мокрой пеленке, дурном настроении… Не спешите совать малышу соску или кормить ребенка — возьмите его на руки, покачайте, покажите игрушку. Есть разные способы снять напряжение, а не только еда, которая в таком маленьком возрасте у малыша напрямую ассоциируется с единством мама—ребенок.

«Он такой хитрый, только я засну, начинает плакать! Он специально меня достает!» — похожие фразы часто можно слышать от мамочек. Так вот, в таком возрасте дети ничего не делают специально, тем более назло своим родителям. Они этого просто не умеют. Когда дети плачут — это нормально! Они все время что-то переживают, просто у взрослых эти переживания загнаны внутрь, а у ребенка они проявляются в виде громкого плача.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев потребность в постоянной близости с мамой ослабевает, а интерес к окружающему миру возрастает. Ребенок начинает исследовать пространство вокруг себя и, как ни странно, вступает в противоречие с мамой! Ребенок тянется за игрушкой — и мама тут же ему ее подает, не задаваясь вопросом: а может, малыш и сам смог бы дотянуться до нее? Или может, он хотел не эту игрушку, а лежащую рядом? И вообще он еще не просил маму о помощи, а помощь тут как тут. В такой ситуации очень важно дождаться сигнала от ребенка, что ему нужна ваша помощь, и ни в коем случае не паниковать, если раздастся плач.

В нашем обществе, к сожалению, распространен миф, что у хороших мам дети не плачут. Так вот, дети не плачут в детских домах, потому что знают, что к ним лишний раз не подойдут: плакать бесполезно. Но разве вы хотите, чтобы ваш ребенок не ждал от самого родного человека поддержки и утешения? Да, сигналом о том, что ему нужна помощь, зачастую будет плач, через который ребенок расширяет свой опыт общения с мамой. Не лишайте его этого!

Не надо стараться быть идеальной мамой, надо просто любить малыша и быть рядом.

От полугода до года малыша главная задача мамы дать ребенку опыт познания мира. Не контролируйте его каждую секунду! Малыш активно начал ползать — так пусть ползет за вами по всем комнатам! Ребенку важно видеть маму всегда, и вместе с тем он хочет исследовать все маршруты квартиры-дома. Если вы будете «исчезать» — быстро уходить, закрывать за собой дверь в туалет и т. п. — малыш станет нервничать: «Где мама?!» Такие страхи повышают его тревожность, а попытки вернуть маму к прежнему контакту будут выражаться в болезнях или неврозах.

От года до двух

В годик, когда ребенок начинает ходить, у мамы появляются новые заботы. У малыша развивается новая скорость, он может многое достать, сломать, разбить. В это время важно контролировать передвижения ребенка, двигаться вместе с ним, но не запрещать ему исследовать мир. Это не значит, что надо спокойно смотреть, как он подползает к лестнице, с которой может свалиться. Ребенок должен знать, что есть слово «нельзя». И надо показать, чем именно опасна лестница. Если же вы в другой раз видите, что ребенок снова лезет туда, куда нельзя, — строго повторите, что это опасно. Не бойтесь идти на конфликт с ребенком. Ваши запреты могут вызывать у него реакцию агрессии, так как он видит препятствие на своем пути, и это препятствие — вы! Однако вы должны быть непреклонны: нельзя значит нельзя. Не утешайте малыша в тот момент, когда он злится, просто спокойным голосом повторяйте свой запрет, не объясняя, почему вы это делаете. Главным в такой конфликтной ситуации должно стать слово «нет» и авторитет мамы. Энергия злости у ребенка обычно быстро проходит, он просто начинает плакать, и вот тут ему уже нужна «другая» мама, которая успокоит и предложит что-то приятное. Например, на стенах рисовать нельзя, но на бумаге можно.

От двух до трёх лет

С двух лет ребенок начинает понимать, что он и мама не совсем одно целое, а к 3 годам должно произойти отделение малыша от мамы. Ребенок должен четко понимать иерархию в семье: он находится не НАД родителями, а ПОД. Дети слушаются родителей, а родители принимают решение и дают детям чувство безопасности и защищенности. Такое чувство обеспечивает именно свод тех правил и запретов, которые введены в семье.

Чем более четко ребенок понимает, что можно, а что нельзя, тем более спокойным он себя чувствует. Чем чаще меняются правила, тем более нервно будет вести себя малыш — ведь ему не на что опереться в таком зыбком мире.

То же самое относится к правилам социума. Если в семье существовали четкие и понятные ребенку правила, то и в детском саду, и в общении со сверстниками освоиться ему будет значительно проще.

Прочитано 50 раз за период публикации, 1 раз за сегодня