Рубрику ведет кандидат медицинских наук, доцент Евгений Викторович ПУТИНЦЕВ, специалист по традиционным методам лечения – биоэнергетике, гирудотерапии, хиропрактике, фитотерапии и лечебному голоданию, консультант МЦ «Ивастрамед». С этого номера мы начинаем публиковать цикл статей по коррекции дыхания.

Методы коррекции дыхания

Дыхание – важнейшая функция организма, с дыхания начинается жизнь человека, и с потерей дыхания – заканчивается. Казалось бы, природа должна была сделать эту функцию одной из самых крепких и надежных. И в чем-то природа действительно постаралась, но человек такое существо, которое может испортить все, в том числе и респираторную (дыхательную) систему. Тем не менее, та же природа заложила в человека такие большие резервные возможности, что большинство людей об этом и не подозревают. Но чтобы вскрыть их, нужны грамота, терпение и большой труд. Зато все это окупается хорошим здоровьем, большими энергетическими возможностями и долголетием.

Клиническая оценка функции внешнего дыхания

Известно, что респираторный тракт начинается с носа. В нем расположены самые тонкие регуляторы не только дыхания, но локальной регуляции всех органов, включая, в первую очередь, мозг. Рецепторы носа напрямую связаны с мозговыми клетками, ведают их кислородным обменом и многими другими важными функциями. Между тем, человек часто игнорирует начальные симптомы болезни, и лишь грубые инфекционно-аллергические или другие заболевания заставляют обратить внимание на этот орган.

Оценка носового дыхания должна начинаться с анализа состояния обоняния — достоверного критерия тонкой работы рецепторов носа, без восстановления которого нельзя рассчитывать на хорошее состояние организма. Обоняние – тончайшая функция, которая во многом определяет уровень нашей энергетики, и если у человека имеется гиперосмия (повышенная чувствительность) или аносмия (отсутствие обоняния или резкое снижение его), то в обоих случаях страдают многие функции организма.

Далее, необходимо оценить раздельное дыхание через правый и левый носовые ходы. Для этого можно воспользоваться ниточкой или ваткой. Естественно во всех подозрительных случаях следует прибегнуть к квалифицированной ЛОР-помощи.

Особое место занимает оценка паттерна (рисунка) дыхания: частоты, глубины, ритма, участия грудного и брюшного отделов. Так как диафрагма обеспечивает около 70% всей минутной вентиляции воздуха, то в покое у здорового человека ведущим является брюшной отдел. При физической или психоэмоциональной нагрузке активно включаются грудные мышцы, которые, в основном, обеспечивают резерв газовой вентиляции.

Для оценки функциональных резервов используются общепринятые в медицине пробы Штанге и Генча, спирометрия, спирография, пневмотахометрия, пневмоскринирование, реопульмонография, парциальное напряжение углекислого газа и кислорода крови, кислотно-щелочное состояние.

Все эти пробы позволяют выявить гипервентиляционный синдром. Он характеризуется увеличением минутного объема дыхания (количество воздуха, вентилируемое через легкие в течение одной минуты – МОД) более, чем на 20 процентов от должной величины, уменьшением парциального напряжения углекислого газа менее 35 мм рт. ст., появлением алкалоза в крови и положительной гипервентиляционной пробы (при форсированном дыхании через рот с максимальной частотой и глубиной в течение одной минуты могут появляться такие симптомы, как кашель, головокружение, «мелькание» или «пятна» в глазах, бледность, боли в различных частях тела, сухие хрипы в легких, удлинение выдоха). Гипервентиляционную пробу не следует доводить до тяжелых осложнений, ее необходимо прекратить при первых, более легких симптомах. Появление даже их свидетельствует о наличии хронического нарушения функции внешнего дыхания, которое в последующем поведет к развитию ряда тяжелых заболеваний (ишемической болезни сердца, гипертонии и других).

Большое практическое применение нашли такие простые методы оценки функции внешнего дыхания, как контрольная, волевая и максимальная паузы по К. П. Бутейко. Пациенту, сидя, в покое, предлагается сделать спокойный выдох, затем зажать двумя пальцами нос и задержать дыхание до первых побуждений (даже минимальных) вдохнуть. Время подобной задержки, выраженное в секундах, и есть контрольная пауза (КП). Если продолжить задержку дыхания на выдохе до максимума терпения — это волевая пауза (ВП). Сумма в секундах волевой и контрольной паузы определяет величину максимальной паузы (МП).

Особой динамичностью отличается контрольная пауза. Даже малейшее ухудшение функциональных дыхательных резервов ведет к уменьшению КП.
Естественно, для оценки дыхания важны перкуторные и аускультативные физикальные данные, проходимость бронхов, вентиляция сегментов легких, так как все это будет определять вариант полного или специального дыхания.

Полное дыхание состоит из трех основных элементов: брюшного, верхнего и среднего грудного дыхания, слитых в одно целое. Это единая дыхательная волна, начинающаяся с брюшного, включая затем среднее и верхнее грудное дыхание. Продолжительность такого единого вдоха в начальный период тренировок около 6—8 секунд (для детей 5—6 секунд), на высоте вдоха — небольшая задержка (2—3 секунды) и затем медленный выдох, равный по продолжительности вдоху или чуть длиннее и начинающийся с живота.

Разучивать полное дыхание необходимо по основным элементам.

Брюшное дыхание. Выполняется сидя, лежа или стоя. Сознание сосредоточено на технике выполнения. Начинаем медленный выдох, втягивая брюшную стенку. Затем через нос вдох, освобождая диафрагму, брюшная стенка при этом выпячивается вперед. Воздухом наполняются преимущественно нижние части легких. Снова выдох: брюшная стенка до отказа втягивается внутрь, изгоняя воздух через нос. Грудная клетка при этом остается почти неподвижной.

Среднее дыхание. Выполненяется стоя, сидя, лежа. После выдоха следует медленный вдох через нос, одновременно расширяя ребра в обе стороны. При выдохе опускаем ребра, изгоняя воздух через нос. При этом дыхании, в основном, наполняются воздухом средние части легких, в то время как плечи и живот остаются почти неподвижными.

Верхнее дыхание. Выполняется стоя, сидя или лежа. Сознание направлено на верхушки легких. После выдоха делаем медленный вдох через нос, поднимая ключицы и немного плечи, наполняя воздухом преимущественно верхние части легких. При выдохе медленно опускаем ключицы и плечи, изгоняя воздух через нос. Средняя часть груди и живота при этом остаются почти неподвижными.

Разучивание отдельно брюшного, среднего и верхнего дыхания позволяет быстрее и полнее усвоить полное дыхание, являющееся наиболее экономным и правильным.

В зависимости от задач продолжительность вдоха и выдоха может быть различной. Так, чтобы успокоить нервную систему, вдох нужно совершить плавно в течение 6—8 секунд, на высоте вдоха немного задержать дыхание (на 2— 3 сек.) и начать выдох в течение 7—9 секунд. Наоборот, чтобы быстрее сконцентрировать силы, обострить органы чувств, нужно сделать несколько форсированных глубоких вдохов и выдохов.

Видео — дыхание вместо лекарств.

Прочитано 184 раз за период публикации, 1 раз за сегодня