«Нельзя!», «Не трогай!», «Отойди немедленно!» — слышат по сто раз на дню наши малыши от бабушек и воспитателей. Современные родители обычно более демократичны: «Пусть пробует! Шишку набьет — больше не полезет!» Но, увы, не все же можно проверять на себе… Как выбрать разумную золотую середину в системе запретов?

Сандра Ласе, консультант по грудному вскармливанию, преподаватель курса «Мама и малыш от года до 3 лет».

Без фанатизма!

Запретов для малышей 1-3 лет должно быть как можно меньше, и вот почему. В этом возрасте дети ВСЕ делают из любопытства, а не потому, что они «непослушные» или «разбалованные». Любой наш запрет — это ограничение его саморазвивающейся активности. Ведь дети в отличие от нас, взрослых, не могут самостоятельно принимать решения. Это мы говорим себе: «Буду чистить зубы два раза в день!» — и поступаем так, даже если это нам не очень нравится. А малыш не может сам себе запрет поставить, он действует импульсивно: увидел — потянул к себе. Ему намного сложнее, чем взрослому, отреагировать на запрет извне — у него просто нет такого опыта! Поэтому не стоит ждать, что двухлетка на родительское «не трожь!» не будет трогать. Будет! И не стоит беспокоиться, что ребенок «не может держать себя в руках», — радуйтесь, что он тянется к знаниям.

Мы, конечно, одной крови, но…

Банальная истина, но почему-то многие родители ее упорно игнорируют: все дети разные! Мир воспринимают по-разному! Визуалы глазами, аудиалы ушами, а сенсорикам необходимо все трогать. Именно они везде лезут и все хватают. Аудиалы, на первый взгляд, более спокойны, о таких обычно говорят: «Ах, какой милый ребенок: сидит, музыку слушает, не то, что наш, извертелся весь». Милые мамочки, запомните: никогда не сравнивайте детей! Любите и воспитывайте малыша таким, какие его Бог послал. Подход можно найти к любому ребенку. А оцениваем малыша только относительно его собственных успехов.

Правила поведения для родителей

Если ты видишь, что твой маленький исследователь тянет в рот нечто совсем недопустимое, главное не ори дурным голосом «назад!!!». Так ты только ребенка напугаешь. СПОКОЙНО подходи и объясняй, что «это тебя может поранить» и т. п. Все детишки все подряд трогают, дергают и тянут в рот лет до двух, пока идет активное развитие нервной системы, мозга и органов чувств.

  • Не бойся бытовой грязи. Все дети рано или поздно облизывают папины ботинки и колеса от коляски. Относись к этому как к способу развития иммунной системы: для укрепления ей постоянно нужны встречи с антигенами, то есть вредными воздействиями — бактериями, вирусами и т. п.
  • Вот еще популярная проблема: ребенок во время купания пьет воду из ванны. Ну и ничего страшного! Просто держите рядом стаканчик с морсом или чистой водой и как только он начнет пить «грязную» воду, сразу подсовывайте ему стакан: «Хочешь пить? На, пожалуйста!» Это довольно быстро пройдет, если не заострять внимания.
  • Никогда не паникуй и не хватайся за сердце, увидев шалости малыша. «Как весело и интересно мама себя ведет! — думает в таких случаях ребенок и восторженно продолжает эксперимент. — Такими простыми средствами можно достичь такого эффекта!» Это работает со всеми, с бабушками и мамами особенно. Очень важно не поддаться на эти игры и не дать нащупать кнопку, на которую потом малыш будет нажимать регулярно.

Нельзя — и всё тут!

Конечно, есть вещи, которые действительно нельзя: лезть вилкой в розетку, например, или бить посуду. Большую часть таких соблазнов лучше убрать подальше. Потому что наша задача -обеспечить ребенку БЕЗОПАСНУЮ среду для развития. А слово «нельзя» применять только к тому, что действительно физически невозможно, например достать луну с неба. А ко всему остальному — нейтральное «не будем!».

Прочитано 6 раз за период публикации, 1 раз за сегодня